Добро пожаловать!

На нашем сайте вы найдете информацию о творчестве известного актера Тома Круза.
Главная » Статьи » Материалы на русском языке » Российские печатные издания

Агент 0000007 нулей



Автор: Борис Иванов
Total DVD
Пока Джеймс Бонд довольствуется двумя нулями, его коллега Итан Хант без семи нулей даже с постели не встает. Правда, это цифры не в кодовом номере, а в чеке, который подписывает сам себе актер и продюсер Том Круз, вот уже десять лет играющий Ханта в сериале «Миссия: невыполнима». После затянувшейся паузы до кинотеатров добралась третья часть эпопеи, и у нас появился повод рассказать историю этой шпионской саги.

 

Вездесущие шпионы

В наше время 1960-е годы вспоминают как эпоху больших надежд на светлое будущее в самых разных странах. Первое послевоенное поколение мечтало о новом мире и ради него шло на баррикады студенческих революций. Этот прекраснодушный порыв нашел свое отражение в таком количестве произведений искусства, что именно они в первую очередь приходят на ум, когда размышляешь о той эпохе. В молодежном движении 1960-х не было бы смысла, если бы оно не являлось противостоянием сложившейся массовой культуре.

Хиппи сражались с апологетами «холодной войны» – с теми, кто накапливал ядерные боеголовки, создавал «горячие точки», раскалывал некогда единые народы (Германия, Вьетнам, Корея), вел пропаганду ксенофобии. И пока одни представители искусства пели гимны во славу мировой гармонии, другие творили фильмы и сериалы, воспевающие войну советского и западного блоков.

Любой разумный человек в то время понимал, что прямой конфликт коммунизма и капитализма закончится атомным апокалипсисом. Поэтому снимать эпопеи на тему Третьей мировой было бессмысленно. Оставались лишь тайные битвы, запечатленные в историях о противостоянии разведок, в которых «наши» могли выигрывать, не разрушая по ходу дела десяток другой государств. Вот почему 60-е вошли в историю культуры как эпоха не только пропаганды свободной любви, но и шпиономании.

Пристрастие продюсеров к фильмам «про шпионов» объяснялось не только политикой. Во-первых, их сюжеты гарантировали драматизм повествования. Во-вторых, вторых, они позволяли «хорошим» героям совершать противозаконные поступки, что заметно разнообразило сценарии. В-третьих, действие можно было переносить в экзотические страны, попутно рекламируя входящий в моду международный туризм. В-четвертых, разведчикам полагалось находиться на острие прогресса, и это открывало огромное поле деятельности для мастеров технологического дизайна – ведь шпионским аксессуарам не обязательно было существовать на самом деле.

Стоит заметить, что большинство главных героев таких фильмов 1960-х числились шпионами лишь номинально, поскольку настоящий разведчик – это человек, который постоянно живет во вражеской стране и организует получение и передачу на родину секретной информации. Подобным специалистам редко приходится принимать участие в силовых операциях. Некоторые доживали до пенсии, ни разу не взяв в руки оружие.

В СССР снимались подлинно шпионские сериалы вроде «Семнадцати мгновений весны», и наши зрители с радостью хватались за любой шанс увидеть достойную жизнь «при капитализме». В Америке же сериал, живописующий прелести Советов, вряд ли мог рассчитывать на высокие рейтинги. К тому же подобному проекту по определению не хватало бы экшена.

В результате героями западных «шпионских страстей» становились не разведчики, а тайные агенты, привлекавшиеся на выполнение силовых операций. Тут вам и постоянные разъезды, и экшен, и сюжетное напряжение, и чудеса техники… Именно таким агентом был Джеймс Бонд, чей первый фильм «Доктор Ноу» (1962) стал отправной точкой в этом жанре.
 

«Эта запись самоуничтожится…»

В числе наиболее популярных проектов, родившихся на волне шпиономании, был и сериал «Миссия: невыполнима», выходивший с сентября 1966 года по сентябрь 1973-го. Его создателем и исполнительным продюсером был Брюс Геллер, ранее известный преимущественно как сценарист телевестернов.

Сюжет сериала вращался вокруг организации под названием «Отряд невыполнимых миссий» (ОНМ) – группы специалистов, тайно финансируемой правительством США. «Отряд» привлекали для выполнения щекотливых поручений, которые нельзя было доверить официальным структурам. Как говорилось в каждом задании, «в случае захвата в плен или убийства вашего агента правительство будет отрицать, что знало о ваших действиях». Оно и понятно: открытое признание, что США спонсировало, скажем, похищение советского чиновника, могло начать Третью мировую. По той же причине присылаемые записи с заданиями были снабжены системой самоуничтожения.

Первоначально основными противниками ОНМ были государства Варшавского договора. Хотя в сценариях они фигурировали под вымышленными названиями вроде «Восточно-европейская респуб-лика», все прекрасно понимали, о ком идет речь. Позднее ОНМ стал активно сражаться с диктаторами из стран Третьего мира, а также с американскими коррупционерами и мафиози.

Дабы оправдать действия ОНМ, их врагов изображали крайне отрицательными. Доходило до смешного. Например, сценарии предписывали главным героям «широкую американскую улыбку», а их врагам – «кривую ухмылку». Впрочем, идейная незатейливость зрелища компенсировалась хитроумными сюжетами, дорогими съемками и «киношными» спецэффектами.

Чтобы подчеркнуть политкорректность шоу и равенство жителей США, роль одного из членов ОНМ была доверена темнокожему Грегу Моррису. Позднее это решение не раз критиковали, потому что электронщик Барни Кольер был едва ли не самым скучным героем сериала. Что не помешало Моррису стать одной из первых черных звезд американского ТВ.

Кроме Морриса, лишь бодибилдеру Питеру Люпусу, игравшему здоровяка Уилли Армитаджа, удалось продержаться в сериале на протяжении всех семи сезонов. Еще одним патриархом проекта был Питер Грейвз, который играл шефа ОНМ Джима Фелпса со второго по седьмой сезон.

К концу 1960-х шпионский бум начал сходить на нет, а вместе с ним – и телевариации на эту тему. «Миссия» продержалась дольше других, поскольку была новаторским и запоминающимся проектом. Кроме уже отмеченных достоинств сценариев и операторской работы, сериал был интересен эффектной музыкой Лало Шифрина и упором на командную работу ОНМ – в противовес «индивидуальному» стилю Джеймса Бонда и его клонов.
 

Новые миссии

В 1973 году сериал был завершен, но его повторные показы имели достаточные рейтинги, чтобы время от времени поднимался вопрос о ремейке. Проект «Миссия: невыполнима ‘81» почти дошел до стадии реализации, но был отложен, а потом и вовсе закрыт.

Растормошить продюсеров смогла лишь начавшаяся в 1988 году 150-дневная забастовка Гильдии американских сценаристов. Авторы отказывались работать, пока им не повысят гонорары и выплаты за использование их творений. Переговоры с Гильдией шли туго, и продюсерам и режиссерам оставалось лишь ставить ремейки и работать с уже написанными, но не экранизированными сценариями.

Тогда и возникла идея выпустить сериал «Миссия: невыполнима» на базе осовремененных сюжетов старых серий. Чтобы сэкономить не только на сценариях, но и на съемках, производство было перенесено в Австралию. Это был один из первых случаев создания американского сериала на австралийской земле.

Из «старожилов» в новой версии постоянно снимался лишь Питер Грейвз. После создания четырех серий-ремейков конфликт с Гильдией был улажен, и вплоть до своего закрытия в 1990 году вторая «Миссия» выпускалась на основе оригинальных сценариев. По мнению критиков, сиквел был хуже оригинала, однако и он пользовался любовью зрителей.

Привязанность публики к «Миссии» натолкнула производителей сериала из студии Paramount на мысль о производстве киноверсии. Но, как и в случае с телесиквелом, проект долго не мог «взлететь», пока, наконец, им не занялись два человека, для которых «Миссия» была не просто очередной работой.

Первый из них – режиссер Брайан де Пальма, чья карьера после успешных «Неприкасаемых» пошла под откос. Из всех его лент начала 1990-х только «Воскрешение Каина» окупило вложения, и то лишь потому, что постановка обошлась сравнительно дешево. Даже «Путь Карлито» не оправдал ожиданий продюсеров. Поэтому де Пальма остро нуждался в хите.

Вторым лидером проекта «Миссия» стал Том Круз, дебютировавший в качестве продюсера. В отличие от коллеги Круз был на подъеме и жаждал расширить творческий диапазон за счет съемок в своем первом полноценном боевике. К тому времени накачанные актеры вроде Шварценеггера и Сталлоне вышли из моды, а успех «Скорости» показал, что публика готова принять обаятельного экшен-героя, который не кажется суперменом.

Личные амбиции Круза сразу же вступили в противоречие с духом «Миссии», где в принципе не могло быть супергероев, – сериал строился вокруг командной работы, в которой никто не выделялся. Но Круз был готов рискнуть. Он верил, что любовь к нему сильнее, чем привязанность к сюжету оригинала.

Он сильно рисковал, но в итоге оказался прав. Выйдя в 1996 году, «Миссия: невыполнима», где кроме Круза снялись Йон Войт, Эммануэль Беар, Жан Рено, Винг Реймс, Кристина Скотт-Томас, Ванесса Редгрейв и Ингеборга Дапкунайте, стала международным хитом. Раздосадованных фэнов исходной «Миссии» никто и слушать не стал.

Критики, правда, сетовали на чрезмерную запутанность сюжета и были совершенно правы. Однако те зрители, кто на первом просмотре не все понял, шли в кино второй раз, чтобы разобраться в действии и снова полюбоваться на головокружительные трюки. При бюджете в 75 миллионов долларов картина заработала более 420 миллионов, 70 из которых попали в карман Круза в качестве продюсерского процента от прибыли.

Сиквела пришлось ждать четыре года. Решив, что все «Миссии» будут ставить разные режиссеры, Круз сватал Оливера Стоуна, но в итоге пригласил Джона Ву. Учтя недоработки первой картины, вторую старались сделать более внятной и более похожей на фильмы «бондианы», поскольку персонаж Круза Итан Хант стал суперменом.

Кроме игравших в первой «Миссии» Круза и Реймса, во второй серии приняли участие Дугрей Скотт, Энтони Хопкинс, Ричард Роксбург, Брендан Глисон, Раде Сербеджия и Тэнди Ньютон. Последнюю рекомендовала Крузу его тогдашняя жена Николь Кидман. В 1991 году она снялась в австралийском фильме «Флирт», который для Тэнди стал кинодебютом.

Несмотря на внимание продюсеров к вразумительности сценария, «Миссии 2» c сюжетом все же не повезло. Первая версия длилась больше трех часов, на один из которых ленту пришлось урезать, чтобы ее приняла студия. Сюжетные дыры были скомпенсированы мастерством режиссера, операторов и создателей спецэффектов. При бюджете в 125 миллионов картина собрала более 560 миллионов, 75 из которых достались Крузу.
 

Круз троицу любит

Сразу же после выхода «Миссии 2» актер начал работать над третьей частью. Однако проект, как и в прошлый раз, затянулся. Отчасти в этом был виноват сам Круз, одновременно занимавшийся другими картинами. Ему нелегко было не только найти время для всех снимавшихся фильмов, но и собрать команду, которая смогла бы не уронить честь «Миссий» и вывести очередную серию на новый уровень.

Первым из режиссеров, с кем велись переговоры по поводу третьей части, был Дэвид Финчер. Но тот предпочел проект «Короли Догтауна», который в итоге не поставил, а спродюсировал. Далее работать над фильмом был нанят постановщик «Наркобарона» Джо Карнахан. Он успел написать режиссерскую разработку картины, после чего был уволен из-за творческих разногласий с продюсерами.

Третьим, и последним, кандидатом стал Джеффри Абрамс, создатель сериалов «Остаться в живых» и «Шпионка». Последний из них и стал причиной, по которой Круз пригласил Абрамса. Он посчитал, что мастер, сумевший сделать запоминающийся шпионский телесериал с небольшим бюджетом, сможет по-настоящему «зажечь», когда получит доступ к блокбастеру.

Сразу после приглашения Абрамса оказалось, что съемки нужно передвинуть на год, поскольку Круз подписался на участие в «Войне миров». Это разрушило начавшую складываться съемочную группу – в ленте чуть не снялись Кэрри-Энн Мосс и Кеннет Брана. Однако в целом задержка оказалась полезной, поскольку режиссеру нужно было осмыслить «Миссию» и вместе с соавторами «Шпионки» Алексом Курцманом и Роберто Орчи предложить собственный вариант сценария.

Как позднее рассказывал Абрамс, при написании сценария он руководствовался тремя соображениями. Во-первых, надо было сделать фильм достаточно интересным. Во-вторых, режиссер должен был показать Ханта более ранимым, чем раньше. В-третьих, сценаристы обязались придумать трюки, которые превзойдут феерию первых лент.

Пока сценаристы согласовывали с продюсерами детали текста, шел процесс кастинга. После всех наймов и увольнений перечень ведущих актеров выглядел следующим образом: Круз, Реймс, Филип Сеймур Хоффман в роли главного злодея, Саймон Пегг («Зомби по имени Шон») в образе одного из помощников Ханта, Лоуренс Фишберн в роли учителя Ханта и Кери Расселл из созданного Абрамсом сериала «Фелисити» в качестве главной героини. В свое время на эту роль претендовали Линдсей Лохан и Скарлетт Йоханссон.

Съемки проходили по всему миру – в США, Италии и Китае. Хотя постановщик старался уделять достаточно внимания «разговорным» сценам, его головной болью, разумеется, были экшен-эпизоды. И дело не только в организации, подготовке и планировании трюков, с чем режиссер уже успел намучиться в «Шпионке» (хотя и в куда меньшем масштабе).

Главная проблема была в желании Круза самому играть во всех головоломных эпизодах. Всякий раз, когда актер совершал очередной невероятный прыжок, у съемочной группы замирало сердце. Что, если звезда убьется и проект придется свернуть? К счастью, Круз был достаточно физически подготовлен, чтобы делать по несколько опасных дублей, а потом еще находить силы для продюсерского «разбора полетов».

Итак, после шести лет ожидания «Миссия: невыполнима 3» добралась до зрителей. Учитывая неидеальность двух первых серий и более чем 150-миллионный бюджет нового фильма, у третьего эпизода есть шансы стать лучшим в сериале. Остается надеяться, что эта миссия Крузу и Абрамсу оказалась по плечу.

 

Категория: Российские печатные издания | Добавил: Webmaster (06.06.2008)
Просмотров: 934 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]